Абак (греч. Abax -
доска) - верхняя плита капители.
В классических архитектурных ордерах
абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в
дорическом
и ионическом
ордерах) или вогнутыми (в коринфском
ордере) краями.
Акант, аканф (греч.
akanJoV) - декоративная форма, восходящая к рисунку
листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший
в античном искусстве, лежит в основе орнамента или
предопределяет конфигурацию коринфских и композитных
капителей,
модульонов,
акротериев;
акантовый орнамент характерен также для декора фризов
и карнизов.
Акведук (лат. Aquaeductus,
от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба)
для подачи воды к населенным пунктам, оросительным
и гидроэнергетическим системам из расположенных выше
их источников. Акведуком называют также часть водовода
в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой,
в котором стенки и днище лотка или трубы являются
несущими пролетными конструкциями.
Акротерий (греч. akrwthrion)
– скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.),
помещаемое над углами фронтона
(или над тимпаном
портала,
закомары,
и т.д.)
Алтарь (лат. – altaria,
от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая
часть христианского храма. Первоначально – место для
жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции
и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором
и рельефами. В христианских храмах алтарем называют
стол (“престол”), на котором совершалось священное
таинство, в католических так называются также декоративные
стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII
в. появились переносные алтари-складни с живописью
на створках. В обиходе алтарем называют также всю
восточную часть храма, отделенную алтарной преградой,
а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.
Амфипростиль (греч.
amfiprostulos, от amfi - с обеих сторон, и prostulos
- имеющий колонны с передней стороны) - тип древнегреческого
храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные
портики
на торцовых фасадах;
продольные стены амфипростиля сооружались из гладких
каменных блоков и не имели декора.
Амфитеатр (от греч.
amfiqeatron) –
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ
(боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных
представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные
эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной
посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися
уступами (как бы соединение двух подковообразных в
плане греческих театров).
Места для зрителей поддерживались сложной системой
столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые
галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр
– Колизей в Риме.
2. Места для
зрителей в закрытых помещениях, расположенные
дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах,
кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в
цирке).
Ансамбль (франц. Ensemble
– совокупность, стройное целое) - группа построек,
объединенная художественно, функционально или исторически,
которая также может включать элементы природного ландшафта.
Постоение ансамбля может подчиняться художественным
принципам, свойственным периоду его возникновения,
быть определено взглядами архитекторов или заказчиков,
а также историей его возникновения.
Антаблемент (франц.
Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная
часть сооружения, обычно лежащая на колоннах,
- составной элемент классического архитектурного
ордера.
Антаблемент членится на несущую часть – архитрав,
на опирающийся на него фриз
и венчающую часть – карниз.
Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент
возник на основе деревянного балочного перекрытия
и в своих формах отражает его структуру.
Антефикс (лат. Antefix,
от ante – спереди и fixus – прикрепленный) - украшение
из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита
с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль
продольной стороны античного храма.
Анты (лат. Antae) –
выступы продольных стен здания, ограждающие вход.
Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах,
тип которых получил название “храм в антах”.
Анфилада (франц. Enfilade,
от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно
примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы
которых расположены на одной оси, что создает сквозную
перспективу интерьера.
Апсида, абсида (от
греч. Hapsis, род. падеж hapsidos – свод) – расположеннй
в восточной части христианского храма алтарный выступ,
полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый
конхой
или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились
в древнеримских базиликах,
термах,
храмах.
Арка (от лат. Arcus
– дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в
стене или пространства между двумя опорами. В зависимости
от размера пролета, нагрузки и назначения арки выполняются
из камня, железобетона, металла и дерева. Арки впервые
появились в архитектуре Древнего Востока, получили
широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
Части арки:
- плинтус
- импост
- лоб арки
- пята арки
- замковый камень
- архивольт
Типы арок:
- килевидная
- коробовая
- многолопастная
- подковообразная
- ползучая
- полуциркульная
- стрельчатая
Арка триумфальная
– монументальное оформление проезда или торжественное
сооружение в честь военных побед и знаменательных
событий. Как правило, триумфальные арки имеют три
симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом
и аттиком;
украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные
арки появились в Древнем Риме, где предназначались
для церемонии торжественного въезда победителя (арки
Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина,
315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки
в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади
Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные
арки возводились в честь военных побед с петровского
времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте
в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские
триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор
В.П. Стасов).
Аркада (от франц. Arcade)
– ряд одинаковых по форме и размеру арок,
опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется
при устройстве открытых галерей.
Аркатура (от нем. Arkatur)
– ряд декоративных ложных арок
на фасаде здания или на внутренних стенах помещений.
Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на
кронштейнах.
Астрагал (от греч.
Astragalos, букв. – шейный позвонок) – гладкий или
обработанный в виде бус валик, служащий сочленением
ствола колонны с капителью или базой.
Аркбутан (франц. Arc-boutant)
– наружная каменная полуарка, передающая распор сводов
главного нефа
готического храма опорным столбам – контрфорсам,
расположенным за пределами основного объема здания.
Система аркбутанов, контрфорсов и нервюр
составляет конструктивную основу готического храма.
Применение аркбутанов позволяет значительно сократить
размеры внутренних опор, освободить пространство храма,
увеличить оконные проемы, пролеты сводов и т.д.
Архивольт (итал. archivolto,
от лат. arcus volutus – обрамляющая дуга) – декоративное
обрамление арочного проема. Архивольт выделяет дугу
арки
из плоскости стены, становясь иногда основным мотивом
ее обработки.
Архитектоника (от греч.
Architektonike – строительное искусство) – художественное
выражение структурных закономерностей конструкции
здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и
взаиморасположении несущих и несомых частей, в ритмичном
строе форм, делающем наглядными статические усилия
конструкции. Отчасти она проявляется и в пропорциях,
цветовом строе произведений и т.п. В более широком
смысле архитектоника – композиционное строение любого
произведения искусства, обусловливающее соотношение
его главных и второстепенных элементов.
Архитрав (от греч.
Archi – главный и лат. Trabs – балка) – в архитектурных
ордерах
– балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента,
обычно лежащая на капителях колонн. В дорическом
и тосканском
ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом
и коринфском
состоит из трех небольших горизонтальных уступов –
фасций.
Аттик (от греч. Attikos
- аттический) – стенка, возведенная над венчающим
архитектурное сооружение карнизом.
Часто украшается рельефами или надписями. В античной
архитектуре обычно завершает триумфальную
арку.
Атриум, атрий (лат.
аtrium) – закрытый внутренний двор в средней части
древнеиталийского и древнеримского жилища, куда выходили
остальные помещения. В центре атриума был бассейн
(имплювий), над которым оставлялось отверстие (комплювий)
для стока дождевой воды.
вверх
|