Изба – русский
деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский,
до XVII - XVIII вв. – и городской), в узком смысле
– отапливаемое помещение (древнерусское “истьба”,
“истобка”, упоминается в летописях с X в.). Крестьянский
дом мог состоять из одной избы; избы с сенями; избы,
сеней и клети; двух изб с сенями. В избе зимой сосредоточивалась
вся жизнь семьи, здесь же держали молодой скот. Избу
с беструбной печью называют курной или черной, избу
с трубой – белой. Планировка избы определялась положением
печи, по диагонали от которой был передний, или “красный”
угол. Сбоку от печи под потолком настилались полати,
внизу – деревянный ящик-голбец. Изба строилась из
бревен, скрепленных в венец. Избы бывали с нижним
этажом – подклетом
– и без него, кровля могла быть деревянной или соломенной,
окна волоковые (прорубленные в бревнах) или косящатые
(с рамами). Силуэт избы венчали резной конек
(охлупень)
и кровля крыльца; фасад украшали причелины,
полотенца, наличники окон; потолок, стены, печи, двери
нередко украшались росписями.
Ипподром (греч.
ippodromoV, от ippoV – лошадь и dromoV – бег) – место
проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и
конноспортивных соревнований. Ипподромы Древней Греции
и Рима представляли собой прямоугольную площадку с
закругленным концом и стеной посередине, вокруг площадки
располагались трибуны для зрителей. Первый в России
ипподром был организован в 1826 г. в Лебедяни Тамбовской
губернии, в 1834 г. был создан в Москве (в 1951-55
гг. здание ипподрома с трибунами было перестроено
архитектором И.В. Жолтовским).
Иконостас (от
греч. eikwn - образ и stasiV - место стояния) – перегородка
с рядами икон (чинами), отделяющая алтарь
от основной части православного храма. Иконостас пришел
на смену низкой алтарной преграде византийского типа.
В развитой форме (высокий иконостас), известной на
Руси с кон. XIV - XV вв., чины устанавливались на
расписных балках-тяблах и располагались один над другим
в строго иерахической последовательности. Внизу находится
ряд местных икон, выше – “деисусный” чин (deisis -
греч. моление; включал иконы с изображениями
Христа и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери,
Иоанна Предтечи, архангелов, отцов церкви и др.),
еще выше – “праздничный” (с изображениями главных
эпизодов Евангельского цикла) и “пророческий” чины.
В XVI - XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной,
апостольский, праотеческий и др.). Тябла и стойки
иконостаса украшались резьбой, басмой, чеканкой. С
появлением во второй половине XVII в. резных колонок,
профилированных и раскрепованных цоколей
и карнизов,
сплошного золочения иконостасы становятся средоточием
монументально-декоративного убранства храмов. В XVIII
– нач. XIX вв. традиционные формы иконостаса сильно
изменяются под влиянием убранства западноевропейских
алтарей.
Импост (франц.
imposte):
- Профилированная архитектурная деталь над столбом,
лопаткой
или капителью
колонны (часто в форме антаблемента), служащая опорой
для пяты арки.
- Узкий простенок, членящий дверной или оконный
проем по вертикали.
Интерколумний
(лат. intercolumnium, от inter – между и columna –
колонна, столб) – пролет между рядом стоящими колоннами
в ордерной архитектуре. Величина интерколумния (постоянная
для каждой данной колоннады)
зависит от масштабов сооружения, характера и ордера
колоннады, а также от размера и материала колонн и
архитрава.
Интерьер (от франц.
interieur - внутренний) - внутреннее пространство
помещения. Функциональное назначение интерьера определяет
его архитектурное решение (размер, пропорции и т.д.)
и характер убранства, которые в свою очередь служат
художественной выразительности интерьера.
Ионический ордер –
один из трех главных греческих архитектурных ордеров.
Имеет стройную колонну с базой
и фустом, прорезанным вертикальными желобками-каннелюрами;
капитель
состоит из двух крупных завитков – волют.
Антаблемент
иногда без фриза,
архитрав
состоит из трех горизонтальных полос; фриз часто сплошь
покрывался рельефом. Ионический ордер отличается от
дорического
ордера большей легкостью пропорций и более
богатым декором всех частей.
Ионический ордер сложился в каменном зодчестве в
ионических областях Древней Греции между 560 и 500 гг.
до н.э. Особенное распространение ионический ордер
получил в Греции в эпоху эллинизма.
вверх
|