Обломы,
мулюры – архитектурные элементы, различные
по своему поперечному сечению – профилю,
расположенные по горизонтали (на цоколях,
в карнизах,
междуэтажных поясах или тягах, базах
колонн),
иногда по наклонной (в карнизах фронтонов),
кривой (архивольты
арок,
нервюры)
или ломаной (обрамления порталов,
окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной
архитектуре, служат для усиления архитектурного
декора, образно-художественной выразительности тектонической
основы здания. По поперечному сечению обломы делятся
на прямолинейные (полка)
и криволинейные (вал,
гусёк,
каблучок
и др.). Обломы впервые получили применение в Древней
Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего
Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой
последующих эпох. В современной архитектуре в металлических,
бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется
термин профили
(переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных
стеновых панелях).
Обмеры – точные измерения
всех элементов архитектурного сооружения или комплекса
с последующей фиксацией их размера на чертеже. Обмеры
– один из основных источников для реставрации или
воссоздания произведений архитектуры. В архитектуроведении
обмеры – важный материал для анализа закономерностей
построения архитектурной формы.
Овы – (от лат. ovum
– яйцо), ионики – орнаментальный
мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных
валиками, на капителях
и карнизах
ионического
и коринфского
архитектурных ордеров.
Органическая архитектура –
направление в архитектуре XX в. (особенно распространенное
в 30-50-х гг. XX в., в США и Западной Европе), провозгласившее
своей задачей создание таких произведений, Форма которых
вытекала бы из их назначения и конкретных условий
среды, подобно форме естественных организмов. Идеи
органической архитектуры, впервые сформулированные
в 1890-х гг. американским архитектором Л. Салливеном,
были развиты его учеником Ф.Л. Райтом. Основу концепции
Райта составляла идея непрерывности архитектурного
пространства, противопоставленная подчеркнутому выделению
его отдельных частей в классицистической архитектуре;
впервые реализована им в так называемых домах прерий
(дом Роби в Чикаго, 1909 г.). полемизируя с техницистскими
крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление
к учету индивидуальных потребностей и психологии людей,
органическая архитектура в сер. 30-х гг. становится
одним из ведущих направлений современной архитектуры.
Под воздействием ее идей сложились региональные архитектурные
школы в скандинавских странах; в США принципы органической
архитектуры использовала так называемая калифорнийская
школа во главе с Р. Нёйтрой. Во 2 пол. 40-х гг. теория
органической архитектуры была подхвачена в Италии
архитектором Б.Дзеви. После смерти Райта органическая
архитектура окончательно растворилась среди других
направлений архитектуры 60-х гг. Некоторые общие приемы
формообразования, отдельные приемы. Выработанные органической
архитектурой, продолжают широко использоваться в архитектуре
и дизайне.
Ордера архитектурные (от
лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных
и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику
стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих
и несомых частей).
Несущие части: колонна
с капителью,
базой,
иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав,
фриз
и карниз,
в совокупности составляющие антаблемент.
Классическая система ордеров сложилась
в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких
вариантах переработка деревянной стоечно-балочной
конструкции, применявшейся в строительстве храмов
и других зданий. Основные ордера, получившие название
от греческих племен и областей: дорический,
ионический,
коринфский
(разновидность дорического ордера – тосканский,
коринфского и ионического – композитный). Прототипом
дорического ордера были постройки с плоским перекрытием
по балкам и двухскатной крышей, крытой соломенной,
камышовой (позднее черепичной) кровлей, прототипом
ионического ордера – постройки с плоской крышей (земляная
кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого
круглого леса). Оба они встречаются уже в VI - V вв.
до н.э. С IV в. до н. известен коринфский ордер. Членение
ордеров на несущие и несомые части, связанные системой
выразительных обломов,
сделало ордерную систему к сер. V в. до н.э. гибким
художественным приемом архитектуры греческой классики.
Правила построения ордера изложены в трактате Витрувия,
который в основу измерения пропорциональных соотношений
отдельных его частей кладет модуль – половину диаметра
ствола колонны у ее основания. Возможности различного
(иногда даже условного) применения ордера для характеристики
других архитектонических систем (например, стены)
во многом обуславливают индивидуальность древнегреческих
построек в эпоху классики, а также широкое применение
ордеров в различные исторические эпохи (в архитектуре
Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма).
В Древнем Риме возникли тосканский и композитный (коринфские
капители сочетаются с ионическими волютами) ордера.
В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение
многоярусные ордерные композиции, ордерное членение
стены с использованием полуколонн и пилястр (известны
еще в Древней Греции). Применялись также ордера или
его отдельные элементы в сочетании со сводчатыми или
арочными конструкциями (Колизей, древнеримские базилики
и ротонды, арочные колоннады
в эпоху Возрождения). Ордер вызывает большой
интерес архитекторов и теоретиков эпохи Возрождения
(впервые в Италии в XV в. у Брунеллески). Тщательно
изучается Витрувий, появляются архитектурные трактаты
Альберти, Палладио, Виньолы в Италии, Делорма во Франции
и др. Сравнительно свободное употребление ордеров
в XV веке сменяется более строгим их применением в
XVI в.
Охлупень – бревно с
желобом, венчающее крышу в деревянной архитектуре.
Концы охлупня нередко получают скульптурное завершение
(Конёк).
Иногда охлупни применялись в каменном зодчестве (например,
в средневековой культовой архитектуре Пскова).
вверх
|