Мавзолей (лат. mausoleum,
от греч. mauswleion) – монументальное погребальное
сооружение, включавшее камеру, где помещались останки
умершего, и (иногда) поминальный зал. Назван по гробнице
карийского царя Мавсола в Галикарнасе (ныне в Турции,
4 в. до н.э.). Мавзолеи получили распространение в
Древнем Риме и в средние века на Востоке В архитектуре
тоталитарных государств XX в. тип мавзолея получает
новое развитие в качестве гробниц для вождей.
Манеж (франц. manege)
– прямоугольное или круглое здание без внутренних
перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой
езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном
отношении наиболее выразительны манежи XVIII - XIX
вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве,
1817-25 гг., инж. Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура,
арх. О.И. Бове).
Мансарда (франц. mansarde)
– помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания,
двухскатная крыша которого состоит из двух частей:
верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды
была разработана французским архитектором Ф. Мансаром.
В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное
на чердаке под высокой крышей.
Маскарон (франц. mascaron,
от итал. mascherone – большая маска) – декоративный
рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном
или фантастическом облике) человеческое лицо или голову
животного. Маскароны помещаются преимущественно на
замках
арок,
оконных и дверных проемов, используются в качестве
водометов (с отверстием для выпуска воды на месте
рта), а также для украшения мебели.
Мастаба (араб., букв.
каменная скамья) – современное название древнеегипетских
гробниц периодов первых династий фараонов (ок. 3000–2800
гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2800-2250 гг.
до н.э.). Состоит из соединенных вертикальной шахтой
наземного прямоугольного в плане сооружения (в виде
лежащего параллелепипеда) с наклоненными к центру
стенами и подземной погребальной камеры с несколькими
помещениями, украшенными статуями, рельефами, росписями.
Машикули (франц. machicoulis)
– навесные бойницы, расположенные в верхних частях
стен и башен средневековых укреплений. Утратив с развитием
огнестрельного оружия оборонительное значение, машикули
использовались как элемент архитектурного декора.
Медальон (франц. medaillon,
от итал. medaglion, увеличительное от medaglia – медаль)
– изобразительная или орнаментальная композиция (лепной
или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или
круглом обрамлении.
Мезонин (от итал.
mezzanino) – надстройка над средней частью жилого
(обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон.
В России мезонин получил широкое распространение в
XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных
зданий.
Метопа (греч. metwpon)
– прямоугольные, почти квадратные плиты, которые,
чередуясь с триглифами,
образуют фриз дорического
ордера. Метопы иногда украшались рельефами,
реже – живописью. Первоначально (до развития каменной
архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные
промежутки между выходящими на фасад здания торцами
балок перекрытия.
Мечеть (от араб. масджид
– место поклонения) – мусульманское культовое сооружение.
С VII - VIII вв. развивались типы центрально-купольной
(мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме) и колонной
(имела прямоугольный план, внутренний двор, окруженный
галереями,
и многостолпный молитвенный зал) мечети. В обращенной
к Мекке стене молитвенного зала помещались одна или
несколько молитвенных ниш – михрабов. В различных
странах под воздействием местных традиций выработались
самостоятельные типы мечетей.
Микрорайон (от греч.
mikroV – маленький и франц. rayon – радиус, район)
– первичная единица современной жилой застройки города.
Микрорайон состоит из комплекса жилых домов и расположенных
вблизи них учреждений культурно-бытового обслуживания
населения (детские сады, ясли, школы, столовые, универсамы,
магазины промтоваров первой необходимости).
Минарет (от араб. манара,
букв. – маяк) – башня
(круглая, квадратная или многогранная в сечении) для
призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью
или включается в ее композицию. Ранние минареты часто
имели винтовую лестницу или пандус
снаружи (спиралевидные минареты), в поздних
– внутри башни. Различаются два основных типа минаретов
– четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные
(Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной
кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой,
ажурными балконами.
Модульон, модильон (франц.
modiglione) – архитектурная деталь типа кронштейна,
которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза,
преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон
играет только декоративную роль.
Монастырь (греч. monasthrion
- уединенное жилище, от monaV – одинокий и threw –
оберегать) – общины монахов (мужские монастыри) или
монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила
жизни (устав).
Древнейшие монастыри – буддийские
– появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились
в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерныемонастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII
в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366
гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы
(чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара),
трапезные,
библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае,
Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай,
XIV - XVII вв.) имели характер живописных комплексов,
состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных
храмов и пагод,
или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных
деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри
Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии,
Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные
комплексы из ярусных храмов и домов лам.
Суровый крепостной характер носили
первые христианские монастыри, появившиеся в IV -
VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они
были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные
базилики),
помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI - IX вв.
сформировался архитектурный тип западноевропейского
католического монастырского комплекса (сохранился
план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.),
имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь,
к которой примыкал дворик-клуатр
с галереями,
окруженный другими монастырскими помещениями и постройками
(Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии,
1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась различными
монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена
связаны монастыри-замки,
где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний
замок в Мальборке, Польша, кон. XIII - XIV вв.). В
эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли
на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки).
Православные монастыри Византии, балканских стран,
Руси, Армении имели более свободную и разнообразную
планировку, складывавшуюся иногда в течение веков
(монастырь Хора в Константинополе, V - XV вв., монастырские
комплексы на Афоне, X - XI вв., в Метеоре XIV - XVIII
вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями;
вдоль стен располагались кельи, в центре – собор,
трапезная, колокольня,
колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны
пещерныемонастыри, (Давид Гареджа, Герард).
Живописные архитектурные ансамбли представляют собой
русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось
расположение (при слиянии рек, у озера, на острове),
природное окружение, характер рельефа, что органично
связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции
монастырей определили мощь крепостных стен
с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский
монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в
их черте русские монастыри образовывали оборонительную
линию и являлись узлами городской планировки (Донской
монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы
русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными,
а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.
В период
Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное
значение. Вместо них появились парадные ансамбли
монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому
плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В -20 вв.
новые монастыри строятся редко и не играют значительной
роли в застройке города.
Мукарны, мукарнасы,
сталактиты – в архитектуре Ближнего и Среднего
Востока декоративные выступы призматической формы,
расположенные нависающими друг над другом рядами на
сводах ниш,
тромпах,
полукуполах и т.д. Напоминают сталактиты в пещерах.
Мутулы (от лат. mutulus)
– плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза
в дорическом
ордере, прототипом которого были, по-видимому,
стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной
архитектуре.
вверх
|