Табернакль
(от лат. tabernaculum - шатер):
- в католических храмах
сооружение для хранения предметов религиозного
поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными
изображениями;
- в готических храмах
башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно
оформленная ниша)
для размещения статуй.
Тамбур (франц. tambour,
букв. барабан; слово араб. происхождения) – небольшая
пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными
дверями или проходное пространство за ними, служащее
для защиты от холодного воздуха и ветра.
Театр (от греч. qeatron
– место для зрелищ, зрелище) – тип архитектурной постройки,
предназначенной для театральных представлений.
Первые театральные
здания появились предположительно в 6 в. до н.э. в
Древней Греции. Они были открытыми и состояли из
орхестры (круглая площадка – сцена), театрона (места для
зрителей) и скены (пристройки для переодевания и
хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром
на склоне холма (орхестра и скена располагались у
подножия). До IV в. до н.э. театрон и скена были
деревянными, позже – каменными. В IV-III вв. до н.э.
основной игровой площадкой стала плоская кровля
(логейон) портика-проскения скены, а на орхестре
располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались
лестницы и пандусы.
Скена была приспособлена для установки декораций (пинак)
и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех
свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами
строились крытые (одеон). Тип открытого греческого
театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах
через центр полукруглой орхестры, на которой размещались
места для привелегированных зрителей, проходила передняя
граница невысокой площадки – просцениума. Для остальных
зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром,
опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр
полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым
выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний
ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены
украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание
театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до
н.э.). Сложившаяся в античный период структура
театрального здания оказала большое влияние на его
последующее развитие. В период
средневековья театральные здания не строились.
Представления литургической драмы устраивались в храмах,
позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки
моралите в XV-XVI вв.) – на площадях и улицах городов на
временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения
строительство театров возобновилось сначала в Италии,
затем в других странах. Возводились закрытые театры с
глубоким сценическим пространством.
В XVI в. была создана
“перспективная сцена”, состоящая из невысокого игрового
помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных
щитов и задника с постоянными перспективными
изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным.
Зрители располагались в орхестре и
амфитеатре. В XVII в. впервые
появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными
задниками. С развитием оперы в 1 пол. XVII в. для
создания лучшей акустики и видимости начали сооружать
театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже
разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось
техническое оснащение сцены, вводились дополнительные
помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее
совершенный образец итальянского театра – театр “Ла
Скала” в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В кон.
XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в
котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы
для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр
“Глобус” в Лондоне, 1599 г.). Существовали также
небольшие частные крытые театры с четырехугольными
залами и сидячими местами в орхестре.
Во 2 пол. XVIII в. начал
складываться так называемый французский типтеатра - с круглым залом, окруженным на три четверти
периметра открытыми, неразделенными на ложи
ярусами, опирающимися на колонны
большого ордера;
в партере
устанавливались кресла для привилегированных зрителей.
В XVIII-XIX вв. в Европе и
Америке использовался преимущественно так называемый
итальянский типтеатра, в России строились театры
как итальянского типа (Большой театр в Москве,
Александринский театр в Петербурге), так и
французского типа (усадебный театр в Останкине).
В посл. четв. XIX в. с дифференциацией театральных
жанров на драматические и музыкальные и потребностью в
более демократической структуре театрального здания
связано с появлением нового типа театра – с
секторальным залом (амфитеатр без партера и
ярусов). В первые десятилетия XX в. появились
театральные здания без глубинной “сцены-коробки”, со
зрительным залом и открытой сценической площадкой, а
также типы театра с амфитеатральным залом и с так
называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или
партер дополнены одним или несколькими нависающими над
ними балконами.
Терем (от греч. teremnon
– кров, жилище) – в древнерусской архитектуре верхний
жилой ярус хором
больших жилых домов, сооружавшийся над сенями,
или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.
Термы (лат. thermae,
от греч. qermoV – теплый, горячий) – в Древнем Риме
общественные бани, являющиеся также общественными
и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились
ко 2 пол. 2 в. до н.э. Включали кроме горячей (кальдарий),
теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль,
раздевальни и другие помещения, а также парильни,
залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично
располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала.
Огромные внутренние помещения перекрывались мощными
цилиндрическими
и
крестовыми сводами и куполами
и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой
и т.д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам,
проложенным под полами, в стенах; часто использовались
термальные воды.
Терраса (франц. terrasse,
от лат. terra – земля) – открытая с трех сторон (с
19 в. чаще застекленная) летняя не отапливаемая пристройка
к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся
с ним дверью. Террасами называют также части так называемых
террасных зданий, уступами спускающихся по
склону.
Тетраконх (от греч.
tetra-, в сложных словах – четыре и конха, от греч.
konch - раковина) – в раннехристианском и средневековом
зодчестве тип центрического храма
с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему
подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные
в плане апсиды.
Был особенно распространен на территории Армении и
Грузии.
Тимпан (греч. tumpanon)
– треугольное поле фронтона;
углубленная часть стены (ниша)
полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания
над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру,
живописные изображения, гербы и др.
Толос, фолос (греч.
qoloV) – в древнегреческой рхитектуре круглое в плане
сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный
зал).
Тор,
торус (от лат. torus – выпуклость,
валик) – вал, один из классических древнегреческих
обломов
архитектурных. Тор строится по дугам окружности или
более сложным кривым.
Торговые ряды – протяженная
постройка с аркадами
или колонными галереями
для торговли. В Западной Европе строились с 13-15
вв., в России – в 17-19 вв. торговые ряды часто определяли
градостроительное решение центра.
Торговый центр – комплекс
зданий, где размещены магазины и учреждения бытового
обслуживания.
Торус (от лат. torus
– выпуклость, валик) – см. подробнее тор.
Тосканский ордер –
упрощенный вариант дорического
ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1
в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну
с базой,
но без каннелюр
и гладкий фриз.
Травея (от франц. travee
– пролет) – в романской и готической архитектуре прямоугольная
в плане пространственная ячейка нефа,
ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый
или
сомкнутый свод. Готическое здание представляет
собой систему травей.
Трансепт (позднелат.
transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда)
– в европейской церковной архитектуре поперечный неф
или несколько нефов
в базиликальных (см. базилика)
или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских
храмах,
когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство
перед алтарем
и апсидой.
Переход от продольных нефов
к трансепту оформлялся подпружными
арками средокрестия.
Трапезная (от греч.
trapeza – стол, кушанье):
- в христианских монастырях
специальное здание с залом для совместных трапез,
церковью
и подсобными помещениями (поварни, кладовые и др.);
русские трапезные 16-17 вв. имели большие
одностолпные, двухстолпные или бесстолпные залы с
открытыми террасами-гульбищами
и лестницами, богатым декоративным убранством.
- просторная невысокая пристройка с западной стороны
христианского храма,
служившая для богослужения в зимнее время и
общественных нужд прихожан. Характерны для русской
архитектуры 17-18 вв.
Триглиф (греч. tri-glufoV,
tri-glufon , от tri- в сложных словах – три и glufw - режу) – прямоугольная, несколько
вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками.
Чередуясь с плитами-метопами,
триглифы образуют фриз
в дорическом
ордере. Размещаются по осям колонн
и интерколумниев
и на концах фриза
на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы
балок первоначального деревянного перекрытия.
Триклиний (лат. triclinium)
– в древнеримской архитектуре помещение для трапезы.
Триклиниями называются также ложа, которые в Древнем
Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя
форму подковы.
Трифорий (позднелат.
triforium, от лат. tri-, в сложных словах – три и
foris – дверь, вход):
- трехчастный арочный проем с трехлопастным
завершением;
- аркада
во втором ярусе центрального нефа
романских и готических базиликальных храмов,
состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены, усиливает
их конструкцию, имеет и декоративное значение;
- узкая галерея,
расположенная за аркадой
или парапетом
над сводами
и под скатом крыши боковых нефов,
а иногда и в обходе хора готического храма.
Тромпы (франц. trompe,
от древневерхненем. trumba – труба) – иреугольная
нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса,
половины или четверти сферического купола.
Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в
плане части здания к верхней, круглой или многоугольной
в плане (к куполу
или его барабану).
Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых
куполов,
эркеров.
Тромпы были распространены в средневековой архитектуре
Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы
(в русском зодчестве – преимущественно в 17 в.). См.
также паруса.
Тяга – горизонтальный
или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно
штукатурный или каменный), членящий стены зданий или
обрамляющий панно
и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
вверх
|