Дворец (от "княжий
двор" - жилище князя) - резиденция правителя, представителя
знати, духовенства или зажиточного человека.
В рабовладельческих деспотиях Востока
и в восточной части Средиземноморья строительство
дворцов было связано с задачами представительности
и с государственной идеологией. Сложную композицию
здания составляли многочисленные помещения для торжественных
приемов и церемоний. Римские дворцы отличались симметрией
главных помещений, которые располагались вокруг дворов
с фонтанами, водоемами и скульптурой. Аналогичные
композиционные приемы применялись в архитектуре дворцов
императоров и наместников в римских европейских, азиатских
и африканских провинциях, в Византийской империи,
где их планы видоизменялись в соответствии с местными
условиями. В раннесредневековой Европе дворцы входили
в комплекс крепостных сооружений (см. Замок),
позже постепенно обособились в самостоятельные постройки,
отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения
в Европе сложился новый тип городского дворца - палаццо.
В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный
тип дворца (королевский, императорский, царский).
Их комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие
обширные парки, доминировали над окружающим пространством
(Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине,
XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала
анфилада, объединявшая большое количество помещений,
а также парадный двор - курдонер. С сер. XIX в. сооружаются
крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного
назначения ("Хрустальный дворец" на Всемирной выставке
в Лондоне, 1851 г., Дворец спорта в Риме, 1960 г.).
В архитектуре Советской России и
позднее СССР были распространены т.н. Дворцы Труда,
Культуры, Спорта и т.д.
Десюдепорт
(франц. dessus de porte - над дверью) – панно, расположенное
над дверью (обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты
широко применялись в отделке парадных интерьеров в
Европе XVII-XVIII вв.
Детинец –
см. Кремль.
Донжон (франц.
donjon) – главная башня феодального замка,
четырехугольная или круглая в плане, поставленная
в самом недоступном месте и служившая убежищем при
нападении неприятеля.
Дорический ордер
– один из трех основных архитектурных ордеров.
Колонна дорического ордера не имеет
базы, ствол прорезан вертикальными желобками – каннелюрами;
капитель
состоит из круглой подушки – эхина
и толстой квадратной плиты – абака.
Антаблемент
членится на архитрав,
фриз
и карниз;
фриз по горизонтали делится на триглифы
и метопы.
Дорический ордер сложился в дорийских
областях Древней Греции в период перехода к строительству
храмов и сооружений из камня (встречается уже между
600 и 590 гг. до н.э. в самой Греции и в дорийских
колониях – храм Артемиды в Керкире). В VI-V вв. до
н.э. дорический ордер стал важнейшим элементом монументальных
композиций и главным средством художественной выразительности
зодчества поздней архаики и классики. См. подробнее
Ордера
архитектурные.
Доходный дом
– многоквартирный жилой дом, построенный для сдачи
квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре
1830-40-хгг. и к XX в. стал одним из основных типов
городского жилья. В кон. XIX – нач. XX вв. доходный
дом обычно занимал по периметру весь принадлежавший
домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором-колодцем.
Доходные дома имеют сотообразную пространственную
структуру: однородные по планировке
квартиры группируются вокруг лестничных клеток, коридоров
и галерей. Многообразную архитектурную и декоративную
обработку имел, как правило, лишь парадный, уличный
фасад.
Дынька – декоративная
деталь в русской деревянной и каменной архитектуре
XIII - XVIII вв.: утолщение на столбах,
колонках, в наличниках окон и дверных порталах.
вверх
|